22 мая 2010 г.

Снимать - не снимать или правила хорошего тона

Если можешь не писать - не пиши!
То ли Толстой, то ли Хемингуэй

Становится грустно, когда видишь засилье фотохлама. Доступность и практически бесплатность фотокадра привела к тому, что появилось море-окиян фотографий ужасающего качества и чтобы найти что-то хорошее, порой приходится продираться через завалы мусора. Когда мне приносят "на посмотреть" фотографии из отпуска или из поездки, меня ужасает количество, порой зашкаливающее за 1000, причём, даже если не искать шЫдевры, а просто выбирать более-менее смотрибельные, то хорошо, если остаётся одна из десяти фотографий. Остальные просто занимают и место на дисках, которого всё больше, и наше время, которого всё меньше. Поэтому, если вы хотите чего-то большего, чем массовая фотоатака на мозг зрителя, если вы хотите, чтобы просмотр фотографий доставил удовольствие, то  запомните первое правило: нещадно удаляйте технический брак - нерезкие, смазанные, пере- и недоэкспонированные кадры, с которыми ничего нельзя сделать в редакторе. Не жалейте их (если, конечно это не какой-нибудь уникальный и очень важный кадр для вас,  в этом случае можете его оставить ДЛЯ ВАС).
После того, как вы пропустили отснятое через мясорубку отбора, пропустите его ещё раз,  уже держа в голове второе правило - лучше меньше, да лучше - не стоит показывать кучу дублей и похожих кадров: отберите лучшие из похожих. Помните о композиции кадра, о том, что что-то интересное вам, может быть неинтересно другому, потому, что он "не в теме". В-общем, показывайте то, что вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хотите показать. Примерьте на себя роль зрителя, посмотрите на фотографии со стороны и спросите себя: "Интересно?" Произведите отсев фотографий сами - тогда они больше запомнятся тем, кому вы будете их показывать. Кстати, я, например, приступаю к отбору фотографий через некоторое время (от недели и больше) после того, как их снял - жду, пока улягутся первые впечатления. Посторонний зритель не был на месте съёмки, не ощущал того, что окружало меня, да и я подзабуду со временем, поэтому спустя какое-то время мне проще отобрать фотографии, которые расскажут что-то сами по себе, а не в совокупности с теми воспоминаниями, которые есть в моей голове, и которые я не могу донести до зрителя.
Мы подошли к следующему правилу. Третье правило: доделывайте фотографии - скадрируйте, поправьте яркость/контраст - доведите их до ума, перед тем как показывать. Причём многое из этого можно и нужно сделать перед съёмкой: выбрать точку съёмки и скадрировать, помня о композиции кадра, проконтролировать на мониторе камеры получившийся кадр и, при необходимости, внести поправку в параметры съёмки, сделать дубль.  Помните, есть вещи, которые нельзя исправить после съёмки. Например, получить детали из пересветов или скадрировать объект из-за границы кадра. Правда, есть вещи, которые нельзя исправить и до съёмки: если кадр ни о чем, то он ни о чём и останется. Рекомендую запомнить главное правило: можете не снимать - не снимайте. Чтобы фотография была интересной, она должна что-то рассказывать или иллюстрировать. Избегайте пустых скопищ пикселей, фотографий ни о чём. Не надо увеличивать количество информационного шума во Вселенной.
Естественно, это не относится к этапу обучения фотографии - тут надо снимать больше, экспериментировать, анализировать, но такие учебные снимки должны сниматься "в стол", "под удаление" - это ваши ученические тетради от прописей до выпускного сочинения. Конечно, если получаются хорошие кадры, их можно и нужно оставлять.

Контрапункт:
Немного научившись снимать, я пропал в силки последнего правила: в сочетании с моей ленью и придирчивостью к самому себе оно привело к тому, что последнее время я почти ничего не снимаю - мне заранее не нравится результат. В итоге сейчас из фотолюбителя я  практически превратился в пиздобола-мечтателя. Вот пытаюсь выкарабкаться из этой "потенциальной ямы". 

Всем удачных снимков!

4 комментария:

grey-ritor комментирует...

Жуков, давай, не раскисай. Пиздабол-мечтатель блин. У тебя руки оттуда, откуда надо и отличное "шестое чувство". Ты знаешь что снимать, как снимать и когда снимать.

Sart комментирует...

Не, как раз период раскисания вроде бы закончился...
А по поводу "знаешь-умеешь" - вот как раз реализации этого не хватало, на все идеи мучил вопрос: "А смысл?"....

eringo комментирует...

А нужен ли смысл вообще, если душе приятно, если например мне просто приятно посмотреть на мир вашими глазами и увидеть то, что я возможно ни когда бы не заметила. И вообще, если есть хоть один человек кроме тебя кому это нужно, значит в этом уже есть смысл.

Sart комментирует...

Не знаю.
Для меня фотография - способ выразить себя, сказать что-то миру. И для меня важно, чтобы это был не невнятный лепет, а вполне осмысленные реплики, пускай на том уровне, на котором могу сказать.
И не важно, жанр это, пейзаж или постановочное фото... (Не считая фотографий-иллюстраций или отчётов).

Отправить комментарий