11 апр. 2010 г.

Студия своими руками: что нам надо?

У фотографа-любителя рано или поздно наступает момент, когда фотосъёмка со вспышкой (встроенной или внешней, нацепленной на фотоаппарат) уже не удовлетворяет творческим запросам и хочется организовать студию и снимать с управаляемым светом. Про профи не говорю потому, что там другие запросы, деньги и возможности. У любителя, да ещё и когда на хобби не так уж много денег, нет возможности купить хороший студийный свет и студийное оборудование и  приходится обходиться бюджетными решениями.

Так, студийные осветители стоят от 5-6 тыров за самые простые и малоуправляемые до цен "от 15 000" за хорошие, а нужно их минимум два, плюс фоны, софтбоксы, фотозонты, стойки - и оборудование студии вылетает в 20-40 тысяч и больше. Хорошо, если есть деньги на это и всё купленное оборудование будет использоваться, а не окажется, что "это не то, нужно продать эту фигню, и взять более дорогую, но нормальную". Если поснимать захотелось на один-два раза, то вполне можно воспользоваться готовой студией, т.е. "арендой студии", у нас в Волгограде это стоит от 300 рублей в час за небольшую студию с минимальным комплектом необходимого оборудования (несколько источников света, фонов, модификаторы света). А можно  сделать студию дома с минимальным вложением денег (правда надо будет немного потрудиться).

Что нам нужно для создания студии?

  • осветители
  • стойки, держатели
  • модификаторы света
  • фон
  • прочее :)
1. Осветители.
Первый вариант "купить" - просматриваем фотомагазины, радуемся ценам, и если есть деньги на покупку - то выбираем и покупаем, иначе переходим к поиску других вариантов и (или) изготовлению аналогов.

Осветители могут быть постоянного света или импульсные. Покупать стоит свет, совместимый с какой-либо системой насадок (софтбоксы, рефлекторы и т.д.), чтобы было куда развиваться. Надо заметить, что, на мой взгляд, мощность источника света должна быть ОБЯЗАТЕЛЬНО регулируемой. Из недорогих вариантов можно посоветовать, например, этот или этот источники постоянного света. Осветителей лучше иметь в студии 2, а ещё лучше 3-4. Не советую брать Rekam Light Kit. При общей недороговизне комплекта он несовместим ни с какими насадками, кроме фотозонтов, не имеет регулировок мощности, лампы к нему стоят по 500 рублей, да и хрен их достанешь,если жить не в Москве/Питере. В последний раз при использовании у меня лампа вообще взорвалась: линолеум поплавился на 1,5 метра от стойки, хорошо никого не задел. В итоге от комплекта за 7 тысяч у меня в использовании остались 3 стойки. Дешевле было бы купить только их.

Второй вариант - использовать старые советские фотокинопрожектора или современные осветительные. Для натюрмортов и прочих неподвижностей можно использовать хоть обычные лампочки, хоть просто фонарик, и рисовать "световой кистью" - штатив и неподвижность объекта съёмки позволяют использовать любые выдержки, а портретная съёмка имеет более жёсткие требования, тем более, если мы хотим снимать на минимальной ISO. Мне для комфортной съёмки нужна мощность  не менее 500 Ватт от основного источника. Минус таких прожекторов в том, что они малоуправляемые по регулировке светового потока (они "горячие" и обычная ткань, дерево и картон в качестве материала для самодельных модификаторов с ними неприменимы) и неуправляемые по мощности, только заменой лампы на более или менее мощную. Можно, конечно использовать диммер, но он стоит 300-600 рублей, рассчитан не более, чем на 600 Ватт и при регулировке меняется цветовая температура света. Стоимость такого света получается от 150-200 рублей за прожектор, а если найдёте фотокиносвет на барахолке - как сторгуетесь. Его плюс в том, что у осветителя есть шторки. Главное в подборе осветителей, если они будут "разношёрстные", учитывать, что у разных ламп может быть разная цветовая температура, т.е. "цвет". Можно использовать и какую-нибудь экзотику типа медицинских ламп или чего-нибудь на расстоянии полёта фантазии.

Третий вариант - фотовспышки + средства для синхронизации. Цена вопроса от 100 рублей за старые советские на "развалах", до нескольких тысяч. ТТЛ во вспышке нам не нужен, но крайне желательна ручная регулировка мощности и регулировка зума. Почти во всех ресурсах по портативному свету советуют Vivitar 283 или Cactus KF36. Цена вопроса - порядка 100 уёв на e-bay за новый или от 50 за бу плюс доставка, можно. Хорошо, но если нет возможности купить через e-bay,  то есть и другие варианты. Например, я себе взял Canon EZ430 за 2000 рублей и Sigma 530 Super за 4500, вторая могла до недавнего времени работать и как нормальная вспышка, но сёйчас Е-TTL гребёт на -5 ступеней,  а в мануальном режиме работает. Вспышки надо как то связать с фотоаппаратом. Тут три варианта: проводная, свето-  или радиосинхронизация. Проводной вариант неудобен и не особо дёшев, (не считая самоделок) , светосинхронизаторы стоят около 300 рублей за штуку и поджигаются от встроенной или любой другой вспышки. "Плюсы" решения - цена, простота и возможность использовать  с "мыльницами", лишёнными башмака для внешней вспышки, "минусы" - необходимость прямой видимости, использования вспышки для "поджига" и невозможность работать на ярком солнце, а такой вариант использования рано или поздно может возникнуть.. Третий вариант - радиосинхронизация. Если не рассматривать дорогие профессиональные решения, то у нас есть Кактус и куча аналогов, до откровенного нонейма. Состоит из передатчика, и одного или нескольких приемников. Стоит от 25 уёв за комплект с 2-мя приёмниками на e-bay, или за пару тысяч рублей в Москве. У меня какой-то из аналогов. Работает. Из минусов упомяну хлипкий пластиковый конструктив (я не рискую крепить его на штатив, предпочитаю использовать самодельные держатели, чтобы не было нагрузки на приёмник) и кучу ложных срабатываний, но, когда надо, у меня срабатывает всегда. После более, чем 1000 кадров полёт нормальный.
В общем, я сейчас увлёкся "портативным светом", как основой для студии. Рекомендую, как сравнительно недорогое: 4-7 т.р. за 2 УПРАВЛЯЕМЫХ источника света и средства синхронизации или от 500 р за старую вспышку со светосинхронизатором  - малоуправляемое, но дешёвое до безобразия решение.

По портативному свету  рекомендую почитать блог 80-20фото и сайт стробист.ру, а если вы дружите с электротехникой, то вам будет полезен этот сайт, где много информации по переделке вспышек и изготовлению синхронизаторов и прочей лабуды.

Уже можно начинать снимать, а об остальном оборудовании расскажу во второй части. Продолжение, как говорится, следует....

Комментариев нет:

Отправить комментарий