7 окт. 2009 г.

Основы фотографии: 1.1 С чего начать? -Выбор фотокамеры

Хороший снимок можно сделать и консервной банкой.(А. Картье-Брессон)
Итак, вы решили заняться фотографией и хотите делать интересные фотографии, которые приятно будет посмотреть самому и нестыдно показать другим. Может быть только друзьям и близким, а, может быть, вы захотите разместить их в Интернете, чтобы поделиться своим творчеством со всем миром. Или же вы уже фотографируете, но совершенно недовольны вашими фотографиями и хотите их делать лучше. Кстати, неудовлетворённость своими работами - это вполне нормальное явление. Всегда нужно совершенствоваться, узнавать что-то новое, улучшать уже имеющиеся умения. Хуже, когда вы говорите себе - я всё умею и так. (Правда, я думаю, в этом случае вас бы, я думаю, не было в этом блоге).
С чего начать? Конечно с выбора и приобретения фотокамеры. Когда меня спрашивают знакомые, какой им купить фотоаппарат для себя, любимого, я всегда отвечаю вопросом на вопрос - а что Вам нужно от фотоаппарата?

Существует много разнообразной техники, умеющей фотографировать, начиная от камер в мобильных телефонах и заканчивая специализированными камерами с разрешением матрицы более, чем 1 Гигапиксель. Но мы будем смотреть на вещи реально, и рассматривать всякую экзотику не будем. Ограничимся тем, что доступно и может служить первой (или не первой, это уж как повезёт) камерой для фотолюбителя.
Фотокамеры можно разделить на две большие группы: цифровые и плёночные. Если ещё несколько лет назад начинающёму фотолюбителю можно было рекомендовать плёночный фотоаппарат, то сейчас они всё больше переходят в разряд экзотики, поэтому первая камера для начинающего фотографа - цифровая.
Цифровые камеры можно разделить на 2 типа – SLR или зеркальные, они же «зеркалки» и компактные (хотя правильней, наверное P&S – Plug-n-Shoot - "навёл и снял" потому, что некоторые из них не особо то и компактные), которые в просторечии называют "мыльницами". Если спросить на фотографических форумах, какую камеру выбрать, то с большой степенью вероятности вам скажут, что если вы хотите снимать хорошо - нужно однозначно покупать зеркалку. Мягко говоря, это не совсем так. Хороший снимок можно сделать и "мыльницей". На своей первой цифровой камере Canon A95 я делал хорошие фотографии. Главное в работе с камерой - знать пределы её возможностей и не требовать от неё больше, чем она может. А уж в пределах своих возможностей она вам отработает по максимуму, если вы сами сможете использовать её возможности.
Главное отличие "зеркалок" - возможность смены объектива, что сильно расширяет творческие возможности. Но сменные объективы стоят денег - хороший объектив вряд ли будет стоить меньше 10 000 рублей, а порой и намного больше, а со временем понимаешь, что нужен не один, а часто даже не два и не три. Всё зависит от круга задач, которые вы себе ставите потому, что разные объективы предназначены для разных видов съёмки.
Ещё одно отличие в том, что благодаря большему размеру матрицы и, соответственно, светочувствительного элемента зеркальные камеры меньше "шумят" на высоких значениях ISO (светочувствительности) чем компактные камеры, но подробнее об этом я поговорю позже. И это далеко не все отличия зеркальных камер от «компактов».
Компактные камеры не имеют съёмной оптики, дают более шумную картинку, но соответствуют своему названию - они КОМПАКТНЫ. Это часто уже не килограмм и более в сумке, а 200-300 грамм в кармане.
Так как же всё-таки выбрать вам камеру?
Сначала ответьте себе на несколько общих вопросов:
  • Сколько вы готовы потратить на фототехнику?
  • Что более важно для вас - компактность или широкие возможности?
  • Что вы собираетесь фотографировать (застолья, поездки, пейзажи, портреты)?
  • Для чеговам нужны фотографии (только показать на мониторе и телевизоре, напечатать фотографии размером 10х15 см для альбома , напечатать фотографии большого формата, чтобы повесить на стену)?

А пока вы отвачаете для себя на эти вопросы, мы немного поговорим об отличиях этих двух групп камер.
"Мыльница" может оказаться неплохим вариантом для начала обучения фотографии, если её правильно подобрать. В магазинах есть много имиджево-потребительского хлама, который выглядит лучше, чем фотографирует. Многие мыльницы снимают только в автоматических («сюжетных») режимах.
Если вы не хотите думать о том, как вы снимаете, считаете, что лучше доверить управление процессом съёмки автоматике или если вы считаете, что камера умнее вас, то выбирайте любую, какая понравится, но при этом помните, что несмотря на наличие всяких «умных» функций, ни на одной фотокамере, начиная от сверхавтоматических любительских и заканчивая топовыми профессиональными камерами, нет кнопки «ШЕДЕВР». Это единственное, что на 100% зависит только то вас!
Если вы хотите контролировать процесс съемки, то вам нужно выбирать камеру с режимами так называемой "творческой зоны": программный (Р), приоритет выдержки (At), приоритет диафрагмы (Av), и, желательно, ручной(M). Они встречаются не на всех компактах. Если даже сначала вы не понимаете, как это работает, то потом, рано или поздно, вы всё равно придете к использованию этих режимов.
Обратите внимание на возможность использования в камере сменных аккумуляторов, особенно если вы собираетесь ею много снимать и берёте камеру для долгой поездки в места, где у вас может не оказаться доступа к розетке для подзарядки аккумуляторов. Заряда аккумуляторов может хватить на 200-400 кадров, в зависимости от того, используете ли вы вспышку, ЖК-экран камеры(для кадрирования, просмотра) и как много зуммируете объёктив при съёмке.
Также важно насколько быстро камера реагирует на нажатие на кнопку спуска. Если пейзаж от вас никуда не убежит, а позирующий человек может постоять на секунду больше, то поймать какие-то сиюминутные вещи – какое-нибудь действие или выражение лица, к примеру, уже очень сложно, а порой и практически невозможно. Хотя в такой "медленной" камере есть определённый плюс для начинающего фотографа - она учит анализировать и предугадывать развитие ситуации.
Важно наличие возможности ввести коррекцию мощности встроенной вспышки потому, что автоматика права не всегда и иногда нужно увеличить или уменьшить мощность импульса.
Есть ещё несколько менее обязательных критериев выбора:
Поворотный экран - очень удобен для съёмки сверху/снизу или использования фотоаппарата как «скрытой камеры», чтобы поймать естественное непринуждённое выражение лиц или сделать фотографию незаметно.
Зум - зум-объективы сейчас есть в абсолютном большинстве компактов. Различаются они кратностью (диапазоном охвата фокусных расстояний). Как правило 3х-кратные, но встречаются и 10-12-кратные (правда о компактности фотокамеры приходится порой забыть). Для большинства сюжетов хватит м 3-х кратного зума. Больший потребуется, если вы хотите фотографировать что-то, что находится на большом расстоянии от камеры (съёмка животных, портретов людей, стоящих далеко от камеры и т.д.).
Оптический стабилизатор - полезен, но не обязателен. Помогает справиться с "шевелёнкой" (нерезкостью из-за того, что во время съёмки камера двигалась). Полезен в сочетании с 10-12-кратным зумом или для съёмки в условиях недостаточной освещённости: в помещении или вечером. Бывает ещё электронный стабилизатор – опция практически совершенно бесполезная.
Разрешение снимка – характеристика, показывающая из скольки точек (пикселей) состоит снимок. Я отнёс этот критерий к необязательным потому, что количество мегапикселей сейчас (особенно в случае компактов) практически НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ. Даже с 4-5 мегапиксельной камеры можно сделать отпечаток 20х30см и не увидеть разницы с 10-15 мегапиксельными компактными камерами. Сравнивайте фотографии похожих сюжетов с разных камер - часто на камерах с меньшим номинальным разрешнием получается более детальная каринка.
Защищённость – в настоящее время выпускается небольшое количество камер, которые могут снимать даже под водой без каких либо дополнительных приспособлений.
Возможность использовать внешнюю вспышку – внешняя вспышка, кроме того, что имеет бОльшую мощность, даёт возможность расположить её сбоку или направить в потолок или отражатель, что позволяет получить более интересное освещение, чем при съемке «в лоб». Место для крепления вспышки («башмак») есть на всех зеркальных камерах и на некоторых «компактах», считающимися продвинутыми, и имеющими не такой уж компактный размер.
Итак, после того, как вы определились со своими требованиями к вашей будущей камере, можно приступать к её подбору. Не советую при подборе камеры руководствоваться исключительно мнением продавца-консультанта в магазине, поскольку их цель продать, а не продобрать фотокамеру лично для вас и нет никакой гарантии, что их совет будет ценным и правильным.
Если вы "дружите" с английским языком, то советую вам посетить сайт dpreview.com, где можно почитать описания множества камер и честные, а не рекламно-хвалебные, как это часто бывает, обзоры и посмотреть полноразмерные тестовые фотографии сделанные различными камерами. На русском языке могу порекомендовать, например, почитать отзывы на товары на сайте магазина foto.ru, но при этом помнить, что ко всем пользовательским отзывам нужно относиться критично.
Если после долгих подборов камеры у вас получилось несколько вариантов, которые вас полностью устраивают, и вы не знаете на каком именно остановиться – найдите магазин, где вы можете взять их в руки (желательно, во включённом состоянии), сделать несколько снимков, и решить, какая из них больше вам нравится.
Я сам являюсь поклонником техники Canon и поэтому рекомендую обратить внимание на камеры этой фирмы. Для начинающих на мой взгляд идеальна А-серия. Кроме этого можно посмотреть на продукцию фирм Sony (правда, те камеры с которыми сталкивался, были,  несмотря на то, что качество получающихся фотографий одно из лучших, довольно "задумчивыми"), Nikon (в последнее время вижу их всё меньше, а так весьма интересные камеры), некоторые «компакты» торговых марок Panasonic, Fuji, Pentax.

На этом пожалуй пока всё. Как говорится, "продолжение следует".

5 комментариев:

Xopc комментирует...

Спасибо за статью, очень понравилось. У тебя появился первый ученик и настоящий фан в лице меня! :)

Так как очень внимательно читал заметил несколько опечаток, но и с ними всё просто супер :)

Фотик у меня есть, так что жду продолжения...

Анонимный комментирует...

Хороший снимок можно сделать и консервной банкой.(А. Картье-Брессон)
Но сначала нужно сделать в ней дырку! :)

Нормально начал :) Инфы правда много :)
Типа в омут с головой :)
МфГ Параной ака :)

Анонимный комментирует...

а мне понравилось, что автар мотивирует читателя на эксперементы!

Анонимный комментирует...

У вас колоссально полезный блог, это большая редкость, когда люди используют пространство интернета грамотно и в информационных целях. Узнала для себя много нового, особенно ценной для меня оказалась информация о том, как можно при минимальном бюджете смастерить мини-студию дома. Огромное вам спасибо!!!! Буду следить за новостями!

Роби комментирует...

Статья как читателю понравилась. Для начинающих действительно много полезного

Отправить комментарий